Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду
Самое главное — это внимание к ребенку.

Не за горами сентябрь, а это значит, что впереди новый учебный год. В образовательных учреждениях суета, а родители с трепетом и волнением ожидают этого момента, предвидя трудности… Что день грядущий нам готовит?

Как подготовить ребенка к детскому саду? Как он воспримет новую атмосферу? Как избежать трудностей и помочь пройти процедуру адаптации ребенка к детскому саду? На эти и другие вопросы мы попробуем вместе найти ответ.

Детский сад – это образовательное учреждение, которое организует досуг детей во время занятости родителей. Именно садик помогает малышам пройти процедуру социализации, научиться общаться со сверстниками и узнать много нового. Однако большинство муниципальных детских садов не практикуют индивидуальный подход к ребенку. Для воспитателей важно, чтобы ребенок самостоятельно делал все, что от него требуют. Педагоги просто не хотят брать на себя ответственность за воспитание и обучение малыша, все претензии выдвигаются мамам и папам. В связи с этим, адаптация ребенка предполагает кропотливую подготовительную работу по выбору детского сада.

Первое, на что стоит обратить внимание — это воспитатели. Процесс адаптации во многом зависит от воспитателя-наставника ребенка. Он не только будет обучать ребенка чему-то новому, но и оказывать на него влияние. Именно поэтому подготовительный этап предполагает тщательное изучение воспитательной системы в детском саду, и конкретно личности педагога. Родители должны познакомиться с педагогом, пообщаться с ним, расспросить тех людей, дети которых посещают этот детский сад и конкретно группу, почитать отзывы. Необходимо выбирать воспитателя также придирчиво, как и дошкольное учреждение.

выбор воспитателя в детском саду
Самое важное — выбрать хорошего воспитателя.

После выбора детского сада и знакомства с воспитателем, родители должны подготовить ребенка к общественной жизни. Необходимо объяснить ему, что его ждет впереди и как на это лучше реагировать. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, любовь и заботу.

Адаптация – это приспособление к условиям окружающего мира. Относительно человека это понятие рассматривается в психологическом значении. Немаловажную роль в адаптации играют взаимоотношения ребенка с родителями и условия воспитания.

Прежде всего, следует сказать о возрасте малыша, который идет в детский сад. До 2-3 лет ребенок живет в своем мире, где нет большой необходимости в игре с другими ребятами, основное, что ему необходимо – общение с родителями. Для них нормально сильно реагировать на разлуку с мамой и отвергать предложения воспитателя поиграть с другими детьми. По словам исследователей, малыши, которых отдали в ясли сразу, а не вводя постепенно, более подвержены заболеваниям и расстройствам в психоэмоциональной сфере.

По статистике, такая непродуманная адаптация ребенка к детскому саду оказывает особо сильное влияние на тех детей, которые от рождения имеют слабую сопротивляемость заболеваниям. По словам исследователей, наиболее выраженные симптомы у 2-3-х летних – это частые простудные заболевания, ранимость, боязнь и плаксивость. Нередко ребенок избегает незнакомых людей и резко реагирует на общение родителей с посторонними. Поэтому необходимо грамотно и аккуратно организовать вхождение малыша в новую среду. Для начала он должен прийти с мамой в группу и побыть там несколько часов. Далее ребенка оставляют одного, сначала на час, потом на два и так постепенно.

Имеется несколько правил, по которым проходит адаптация. Если малыш отдан в ясли, в дальнейшем, ему будет легче привыкать к перемене коллектива и к новым условиям и требованиям. Лучшим вариантом станет определить ребенка в дошкольное учреждение до года. В этот период малыш не чувствует тревоги при разлуке с родителями, а также не испытывает страха перед незнакомыми людьми. Однако в этом случае первичные контакты будут устанавливаться со сверстниками, а не с родными, малыш будет чувствовать дефицит общения с матерью. Это может привести к тому, что во взрослой жизни ребенок будет испытывать все чувства не в полной мере.

Дети в детском саду
Общение со сверстниками — важный шаг к социализации.

Потребность в привязанности – необходимое условие для нормального психического развития малыша. Чем больше такой опыт практикуется в семье, тем более гармонично развивается ребенок. Базовым фундаментом благополучного развития выступает ранняя привязанность малыша к маме. Это следует помнить, прежде чем принимать решение о поступлении в ясли. Если присутствует острая необходимость в посещении ребенком дошкольного учреждения, мать всеми силами должна восполнить дефицит любви, внимания и ласки.

Развитие адаптации происходит еще по одной закономерности. Чем сложнее психоэмоциональная сфера ребенка и сильнее его связь с родителями, тем труднее протекает адаптация. По словам исследователей, мальчики младшего дошкольного возраста хуже привыкают к новым условиям и требованиям, чем девочки. Что касается социальной адаптации, мальчики переносят ее намного тяжелее. Как показывает практика, они сильнее привязаны к матери и им тяжелее разорвать эту связь. Психологи советуют отдавать мальчиков в детский сад не раньше 3,5 лет.

Теперь необходимо рассмотреть процессы адаптации. Для каждой возрастной группы срок различен. Дети, находящиеся в яслях адаптируются уже через 10 дней, трехлетние – через несколько недель, в старшем дошкольном возрасте на это уйдет уже месяц. Это средние показатели, при которых адаптации ничего не мешает.

Современная статистика предлагает нам следующие показатели:

  • 10% детей без труда адаптируется в новом коллективе;
  • 70% малышей показывают среднюю степень адаптации;
  • 20% детей тяжело переносит этот период.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что основная масса детей, то есть 70%, переносит адаптацию с некоторыми трудностями. Однако если подойти к ним индивидуально, все трудности можно разрешить.

Каждый ребенок по-своему реагирует на изменения. Однако есть общие закономерности протекания адаптации.

Общие закономерности приучения малыша к детскому саду:

  1. Дети до трех лет тяжело переносят изменившиеся условия. За ребенком родители могут заметить нервозность, расстройство, упрямство. В домашних условиях ребенок будет выплескивать все эмоции, которые пытался сдержать в детском саду. Именно поэтому родители должны отнестись с пониманием. По приходу домой, ребенок может начать вести себя несколько непривычно – петь, эмоционально что-то рассказывать, смеяться или плакать без видимой на то причины. Не стоит его за это наказывать.
  2. Как только ребенок пришел в детский сад, стресс ослабевает иммунную систему организма. В этот период наблюдаются частые инфекции. Поэтому необходимо постоянно закаливать малыша и давать ему витамины. Делать это следует, как во время подготовки к посещению дошкольного учреждения, так и во время непосредственно посещения. Если с рождения малыш постоянно болеет, все оздоровительные мероприятия необходимо производить после консультации с лечащим врачом.
  3. Дети-флегматики и меланхолики тяжелее приспосабливаются к изменившимся условиям среды в отличие от холериков. Связано это с тем, что для меланхоликов и флегматиков более предпочтителен размеренный темп жизни – медленно кушать, выполнять просьбы и т.д. В этом случае родители не могут заставить его делать все быстрее, однако, могут научить ребенка его самостоятельности. Если он сам сможет завязывать шнурки или одеваться, это вызовет положительные эмоции у педагога.
  4. Дети, у которых преобладает в действиях левая рука, сложнее адаптируются. Связано это с преобладанием правого полушария мозга, которое отвечает за психоэмоциональную сферу. Помимо этого, все в мире построено для правшей.
  5. Поздние малыши и единственные в семье также тяжело привыкают. Так как привыкли к постоянной опеке родителей и родственников. Такие малыши практически не имеют навыков самостоятельности. В детском учреждении детям тяжело привыкнуть к тому, что они не одни и не все внимание уделяется им. В этом случае в малыше может взыграть целый вулкан чувств, начиная от непонимания и заканчивая ненавистью. Родители должны постараться не создавать ситуаций, когда абсолютно все внимание достается ребенку.

Прежде чем оформлять документы, необходимо сделать все, чтобы ребенок нормально адаптировался к изменившимся условиям. Требуется делать все то, что было описано выше. При помощи этих простых действий адаптация ребенка к детскому саду пройдет намного легче.

 

Поделитесь с друзьями!

Ответить

  1. Orangemaha

    Добрый день! Нужен Ваш совет как поступить в данной ситуации. Дочери три годика. Пришли в садик. Первый день прошел отлично! Ей все очень понравилось, плакала — не хотела уходить. Еле забрала вообще. Но на этом все. Вообще с тех пор идти в сад не хочет. Ревет постоянно, даже по ночам. Умоляет, чтобы ее не отводили в садик. Я расспрашивала всех: и воспитателей и персонал и ее саму — все говорят все хорошо, но кушать отказывается. С детьми играет, рисует, но постоянно всем говорит, что очень хочет к маме. Что делать? Может перестать вообще водить ее в сад? Столько слез у ребенка — я смотреть на это не могу.

    1. Ответ психолога Владелец листинга

      Да, к сожалению ситуация непростая. В данном случае дома нужно больше общаться с ребенком на тему сверстников и о том, как важно с ними дружить и общаться. Объясните ребенку все как есть — что друзья это важно и интересно, что станет самой умной и интересной. Держать с собой рядом дома в таких ситуациях не следует. Попросите воспитателя побольше внимания уделять. Но именно в этом возрасте следует отучать от повышенной привязанности к маме. Иначе в будущем это может стать проблемой для ребенка при социализации.

  2. Мария

    А у нас адаптация в первом садике затянулась очень. Как только сменили сад — все пошло на ура! Значит дело не в малыше. Тщательнее надо было смотреть при выборе воспитателя!!

    1. Ответ психолога Владелец листинга

      Мария, спасибо за комментарий. Действительно, очень многое зависит от квалификации воспитателей. Именно поэтому выбору детского дошкольного учреждения и его персоналу необходимо уделять особое внимание.

  3. Анастасия

    Подскажите пожалуйста, а имеет ли смысл в адаптационный период привести ребенка в детский сад в младшую группу и некоторое время проводить с ним. Нам воспитатель сказал ,что самые первые недели особенно сложные для малыша, а мы очень привязаны к маме и мало с кем общаемся. Есть ли какие-либо правила или официальные подтверждения тому, что я имею право находиться в группе с моим ребенком по моему желанию?

    1. Ответ психолога Владелец листинга

      Добрый день! В связи с тем, что ребенок так привязан к родителям, адаптация к садику действительно должна проходит в более мягком режиме. Ваше желание помочь адаптироваться ребенку очень правильное и понятное. Но здесь очень важно понимать, что совместное пребывание может не столько помочь ребенку, сколько отстранить его от других ребят. Малышу нужно объяснить, что он может общаться с другими детьми и что мама всегда будет ждать его дома. С малышом можно побыть в группе первые несколько дней по пару часов, чтобы он освоился, но дальше он должен уже адаптироваться сам и находить общий язык со сверстниками. Помогите ему в эти дни наладить общение с ребятами и постарайтесь сделать так, чтобы он получал от процесса исключительно положительные эмоции. По поводу официального основания, поговорите с воспитателями выбранного садика — скорее всего, они пойдут Вам навстречу.